Главная »
Новости »
Сделано в Перми! Разбираемся, как работает терминал ЭРА-ГЛОНАСС на борту автомобиля
Дата публикации: 17.09.2014
Новостные категории:
17.09.2014
О краш-тестах машин с терминалом ЭРА-ГЛОНАСС на борту, об устройстве системы и возможной «слежкой» за транспортом Properm.ru расспросил директора по развитию пермской компании «Форт-Телеком» Владимира Макаренко.
Именно в Перми разработано и произведено устройство, которое должно спасать тысячи жизней в год — терминал с «тревожной кнопкой», работающий в системе ЭРА-ГЛОНАСС. Разработка устройства и участие пермской компании «Форт-Телеком» в проекте ЭРА-ГЛОНАСС началось еще в 2010 году. Тогда компания выиграла два конкурса на софинансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Краевые власти могут пожинать результат — пермские инженеры и программисты прошли путь от проекта до готового устройства первыми в России.
Сейчас проходит стадия активных испытаний терминала на краш-тестах в Центральном научно-исследовательском автомобильном и автомоторном институте «НАМИ». Мы попросили разработчиков рассказать о первых результатах испытаний, развитии системы ЭРА-ГЛОНАСС и устройстве самого терминала.
— ЭРА-ГЛОНАСС — это масштабный федеральный проект. Предлагаю напомнить нашим читателям об этапах его реализации. Когда все машины в России будут оснащены «тревожной кнопкой»?
— Первый этап проекта — с 1 января 2015 года. Терминалами ЭРА-ГЛОНАСС должны оснащаться все автомобили, которые продаются в России и которые впервые проходят оценку на соответствие типа транспортного средства. То есть все абсолютно новые модели, приходящие на наш рынок, должны оборудоваться устройством ЭРА-ГЛОНАСС. Второй этап — с 1 января 2016 года. Терминалами ЭРА-ГЛОНАСС должны быть оборудованы все новые автомобили и автобусы, перевозящие пассажиров числом от 8 человек и опасные грузы. Третий этап — с 2017 года абсолютно все новые автомобили в России должны быть оснащены терминалами ЭРА-ГЛОНАСС.
— До краш-теста на настоящем автомобиле в НАМИ как испытывали терминал на прочность?
— Проводили массу стендовых испытаний. Терминалы прошли температурные испытания, после их испытывали катапультой, т. е. имитацией краш-теста с ударом о неподвижное препятствие.
— Компания сама инициировала первый реальный краш-тест автомобиля с этим терминалом?
— Нам позвонили из НАМИ и сообщили, что один корейский производитель предоставил несколько автомобилей для проведения таких испытаний. «Вы единственные, у кого есть реально работающий терминал ЭРА-ГЛОНАСС, поэтому приглашаем к участию», — сказали в НАМИ. Эти испытания были интересны и автопроизводителю, и нам.
— На краш-тест собрались представители некоммерческого партнерства ГЛОНАСС и Министерства транспорта России, представители шести крупных мировых автопроизводителей и большая делегация от лица всего китайского автопрома, все руководство полигона НАМИ. Всем было интересно. На парапете над испытательной площадкой находилось полсотни человек.
— Условия краш-теста наши читатели сочли несерьезными, хотя это полностью соответствует европейским требованиям безопасности. Это был серьезный удар?
— Краш-тест проводился по европейским правилам ЕЭК ООН No94, т.е. фронтальный удар в деформируемое препятствие с 40-процентным перекрытием на скорости 56 км/ч. Смотри. (собеседник протягивает смартфон с включенным видеороликом одного из испытаний. Автопроизводитель опубликовал видеозапись на YouTube. — прим.ред.) Если бы это были живые люди, и не пристегнутые по российской привычке, они бы погибли. Аналог дорожной ситуации этого краш-теста: автомобиль резко тормозит со скорости 120 км/ч перед столкновением. Это типовая скорость торможения на трассе, при которой без подушек безопасности в машине или их несрабатывания, человек гарантированно получает травмы, не совместимые с жизнью. Для задних пассажиров, особенно не пристегнутых, такой удар тоже может иметь самые печальные последствия. Не стоит недооценивать эти «56 км/ч», человек может погибнуть даже при подобном ударе на скорости 30 км/ч. Есть условный аналог в виде падения человека на бетонную плиту — в этом случае «высота» составила бы около 7 метров. В проведенном краш-тесте несмотря на оснащение автомобиля современными системами безопасности у манекенов были зафиксированы показатели очень серьезных травм.
— Вы испытывали как ручной вызов, так и автоматическую реакцию терминала на ДТП?
— Да, в самом начале производился ручной вызов. После теста ручного вызова автомобиль разогнали, разбили и получили автоматический вызов. В этом терминале установлен акселерометр, сам терминал, получая данные от акселерометра, рассчитывает степень тяжести ДТП по коэффициенту ASI-15. Это аппроксимированное значение силы удара, рассчитанное акселерометром по трем осям. Полученная цифра помогает при оценке степени тяжести ДТП. Если коэффициент превышает заданное пороговое значение, происходит автоматическая передача данных об аварии в МЧС и вновь идет установка голосовой связи с попавшим в беду автомобилем. МЧС через ЭРА-ГЛОНАСС получает полную картину о том, что произошло в момент ДТП. Помимо местоположения автомобиля и данных, куда выезжать, МЧС получает данные о степени тяжести аварии: скорость и силу удара, а также профиль ускорения. Через специальное программное обеспечение можно будет увидеть даже расшифровку, как двигался автомобиль до аварии. Это же может помочь и после аварии — для раскрытия обстоятельств ДТП.
— На 11–12 сентября был назначен еще ряд краш-тестов автомобилей с установленным терминалом вашей разработки. Какие машины разбивали и что получилось?
— Китайские и корейские автопроизводители предоставили несколько автомобилей для испытаний по фронтальному и боковому ударам. Отдельное спасибо компании Great WALL за предоставленный автомобиль Hover. На данном автмобиле мы установили два терминала — один определял факт дтп по акселерометру, и еще один, который определил факт дтп по срабатыванию подушек безопасности. Оба устройства отработали успешно — система в очередной раз показала свою полную работоспособность, передала необходимый набор данных и установила связь с диспетчером. Эти компании видят в нас поставщика терминалов ЭРА-ГЛОНАСС и не жалеют автомобилей для совместных испытаний. Все получилось, один из роликов с участием автомобиля Great WALL мы уже посмотрели.

— Блок интерфейса пользователя с защитой от случайного нажатия. Поднять крышку, нажать на красную кнопку SOS — осуществляется вызов и передаются данные о местоположении автомобиля в МЧС, устанавливается голосовая связь. Блок интерфейса пользователя, «тревожная кнопка», на легковых автомобилях будет интегрирован в системы автомобиля — автопроизводитель должен будет выделить под это одну из кнопок на панели приборов с защитой от случайного нажатия. Есть требования по ГОСТУ, где и как должна находиться эта кнопка в автомобиле: в пределах досягаемости для водителя и переднего пассажира, допускается расположение на консоли или на потолке в зоне плафонов освещения.

— Сам терминал ставится под обшивкой пола в ногах заднего пассажира — это наименее деформируемое при любом ДТП место в легковом автомобиле — и жестко фиксируется. Вы не будете видеть его так же, как не видите блок подушек безопасности или любую другую систему автомобиля. Терминал ЭРА-ГЛОНАСС будет подключен к электросистеме на борту автомобиля, но имеет возможности и автономной работы. Если в момент ДТП «умер» аккумулятор и вылился весь электролит, терминал будет работать на своей встроенной батарее. ГОСТ требует, чтобы он работал не меньше 1 часа после момента удара и не менее 10 минут в режиме голосового вызова. Батарея не обычная литионная, а никельметаллгидритная. Терминал работает при эктсремально низких и высоких температурах. В момент удара терминал ЭРА-ГЛОНАСС анализирует данные по ASI-15 и начинает действовать. Он подключается к аудиосистеме, дает команду MUTE, полностью заглушая ее. Звучит оповещение «устанавливается голосовая связь с диспетчером» на русском и английском языках. В это же время терминал отправляет сигнал в МЧС с профилями столкновения. Инфраструктура системы ЭРА-ГЛОНАСС подразумевает, что сигнал о ДТП получит территориально ближайший диспетчер. Если люди в машине не отвечают на запрос, это тем более свидетельствует о тяжести последствий аварии.
— Какая связь используется для передачи данных?
— Это отдельный разговор. Данные могут передаваться в нескольких режимах. Профиль ускорения для последующего разбора факта ДТП передается через GPRS и 3G-сеть, это большой объем данных. Оперативные данные — местоположение и значения ASI-15 — могут передаваться с использованием голосового канала GSM-сети. Если кругом тайга и связи нет совсем, к сожалению, ЭРА-ГЛОНАСС не поможет. Пока что система завязана на покрытие сотовой сети вдоль всех федеральных и региональных трасс. Сейчас в проект ЭРА-ГЛОНАСС входят все крупнейшее сотовые операторы страны, это и их проект тоже. Если покрытие сотовой связи есть на 90% территории страны вблизи крупных городов и это помогает спасать 4 тысячи жизней в год, уже очень хорошо. Конечно, можно попробовать передавать данные через INMARSAT или «Иридиум», но в этом случае оказываются высоки и стоимость спутниковой передачи данных (а трафик в системе ЭРА-ГЛОНАСС оплачивается государством), и стоимость самого терминала с передатчиком.
— Некоторые высказывают мнение, что не будут ставить терминал ЭРА-ГЛОНАСС в свой автомобиль, так как «Большой Брат следит»…
— Самостоятельно этот терминал ставить не нужно, просто при покупке нового автомобиля он уже будет установлен в машине. Не стоит думать, что за всеми будет следить «Большой Брат». В терминале есть встроенная энергонезависимая память, куда записываются все данные о происходящем с местоположением автомобиля даже если сети GSM нет, это не новое решение, это давно применяется на коммерческой технике. Но передача данных на сервер в общей части проекта ЭРА-ГЛОНАСС возможна только только в случае ДТП. Кроме того, эти записи помогут при восстановлении картины ДТП. Да, можно использовать такой терминал как контроль за транспортом и техникой, но это будет интересно для собственников больших автопарков как дополнительная коммерческая возможность большого проекта ЭРА-ГЛОНАСС и использования разработанных нами терминалов и программного обеспечения.
— Кто еще в России занимался разработкой таких терминалов?
— Полностью соответствующие всем требованиям проекта ЭРА-ГЛОНАСС терминалы пока что есть только у нас. О ведущихся разработках заявили еще 5–7 российских компаний. Далеко не все из этих разработок завязаны на данные акселерометра, некоторые работают с сигналом от срабатывания подушек безопасности.
— То есть в акселерометре и есть ваша уникальность?
— Наша уникальность в том, что мы внимательно прочитали все требования и полностью их выполнили (смеется). Есть технические требования Таможенного союза и прикрепленные к нему 6 ГОСТов. Есть требования рынка с точки зрения использования терминалов на коммерческой технике. Мы первыми в России начали разработку, первыми и представили готовый терминал.
— Каким образом иностранные автопроизводители будут ставить эти терминалы на свои новые автомобили? Особенно интересно это с точки зрения сборочных производств за границей.
— Автомобили можно оборудовать терминалами с помощью доустановки на территории России и после этого отправить в партнёрские сети. Можно делать это на заводах даже за границей. Крупные автопроизводители с мировым именем говорят, что занимаются разработкой таких терминалов самостоятельно. В возможностях их разработчиков я не сомневаюсь. Но каждому из таких терминалов все равно предстоит пройти сертификационные испытания в России. Мы подсчитали, что автопроизводителям выгодно заниматься собственной разработкой только при весьма крупных объемах ввоза автомобилей в Россию. Производители легковых машин, грузовиков, автобусов с меньшими объемами ввоза — они не будут делать этого сами, как и те, кто собирает машины в России.
— Представители компаний Renault, KIA, Ford, IVECO, Toyota, Hyundai, Suzuki и DERWAYS пришли посмотреть на тесты. Какими отзывами они поделились?
— Я знаю, что у некоторых из них уже есть собственные наработки. Тем не менее, они убедились в работоспособности наших устройств и были впечатлены.
— Если с 2017 года терминалы ЭРА-ГЛОНАСС должны будут ставиться на каждый новый автомобиль в России, это повлияет на конечную стоимость автомобиля. Есть прогнозы, на сколько может подорожать машина с предустановленным терминалом?
— Сам терминал стоит сейчас чуть больше 10 тысяч рублей, но он явно будет стоить меньше при производстве 3,5 млн штук в год. Другое дело, когда система ЭРА-ГЛОНАСС начнет предоставлять статистику, сколько произошло экстренных вызовов в год по стране, как быстро это помогло спасти людей и сколько жизней было спасено, вопросы необходимости и стоимости установки могут быть сняты полностью.
— Если я правильно понимаю возможности системы ЭРА-ГЛОНАСС, спасение жизней — далеко не единственное положительное свойство. Так?
— Да, спасение жизней — доступное всем положительное свойство системы. Дальнейшее ее развитие предполагает возможность коммерческих услуг: предоставление медийного контента, мониторинг транспорта и другие возможности. Спасение жизней при этом — безвозмездно и всем.
***
Компания Fort Telecom («Форт-Телеком»/FT) — разработчик и производитель решений в области М2М-технологий: ГЛОНАСС/GPS систем мониторинга транспорта под торговыми марками FORT и FortMonitor и ведущий разработчик оборудования для проектов ЭРА-ГЛОНАСС/eCall в стране и мире. (www.fort-monitor.ru)
Кроме того, компания разрабатывает и производит уникальное оборудование для построения необслуживаемых сетей IP-видеонаблюдения под маркой TFortis. (www.tfortis.ru). Оборудование TFortis применяется в России, СНГ, Европе, Турции, странах Персидского залива и ряде других регионов.
Компания Fort Telecom управляет обширной партнёрской сетью на территории России, стран СНГ, Европы и Персидского залива, представлена на рынке с 2007 года. Головной офис располагается в Перми.